Образец акта списания дебиторской задолженности
В 2021 году большая часть организаций, осуществляющих производственную деятельность или занимающихся поставками товаров, так или иначе – сотрудничают с фирмами, выступающими в роли заказчиков/покупателей.
Нередко в таких взаимоотношениях образовываются так называемые дебиторские задолженности, которые представляют собой сумму фактического долга покупателей (дебиторов) по отношению к компании, предоставившей ранее товар. При этом, данная задолженность относится к оборотным активам фирмы, независимо от размера суммы и сроков уплаты её должником.
В некоторых ситуациях руководитель компании, предоставившей товар, сталкивается с необходимостью списания такого долга. Однако, для осуществления этого, согласно действующему законодательству Российской Федерации – он должен оформить соответствующий акт, наличие которого обязательно проверят в будущем сотрудники налоговой.
Сегодня, я – автор сайта «Юридическая скорая помощь» и практикующий юрист, Олег Устинов – расскажу обо всех важных особенностях составления данного документа, предоставив актуальные бланки и образцы для экономии времени оформления акта, а также покажу, как избежать самых распространённых ошибок составителей.
Форма акта
В 2021 году акт списания дебиторской задолженности может быть оформлен на обычном чистом листе бумаги формата А4, в свободной форме. Хотя, законодатель не запрещает компаниям использовать собственные фирменные бланки, утверждённые Уставом фирмы.
Однако, многие составители (особенно лица, не сталкивающиеся ранее с созданием деловой документации) до сих пор используют для этого стандартный бланк и образец, что также, вовсе не запрещено.
Зачем нужен акт
Сразу отметим, что законодателем не установлен точный перечень причин для списания задолженности и руководитель организации – может начать данную процедуру, не обосновывая своё желание и основания для отмены долга. Главное – правильно оформить акт, что, в первую очередь – выгодно самой компании. Почему?
Всё дело в том, что рассматриваемое нами сегодня списание долгов – становится причиной расходов фирмы, которые обязательно должны быть зафиксированы содержанием соответствующих документов, к которым относится данный акт.
Основания для списания дебиторской задолженности в 2021 году
Исходя из опыта юристов сайта «Юридическая скорая», можно сформировать перечень наиболее распространённых причин списания задолженности, в который входят такие основания:
- Руководитель фирмы решил списать долг, руководствуясь личными мотивами.
- Истёк срок долга, а потому его невозможно получить, даже обратившись в суд.
- Фирма, выступающая в роли должника, была ликвидирована.
- Долг не может быть взыскан по другим причинам, не нарушающим действующее законодательство.
Если решение о списании долга связано с тем, что его невозможно получить – этот факт должен быть подкреплён соответствующими документами (к примеру, судебным решением).
Однако, особое внимание следует уделить оформлению списания в ситуации, когда руководитель прощает долг, руководствуясь личными желаниями и соображениями. Логично предположить, что не каждый человек готов просто так простить большой долг.
Как видим, бывают ситуации, в которых — не достаточно просто составить акт и данный документ должен «сопровождаться» дополняющей документацией (например, объяснительная записка от руководителя). При этом, если срок долга истёк – данный факт расценивается законодателем тоже как нежелание компании взыскать задолженность.
Нет времени вникать в юридические нюансы? Спросить юриста - быстрее, чем читать! Получите БЕСПЛАТНУЮ онлайн консультацию от лучших специалистов в сфере Права - прямо сейчас!
Более простая ситуация обстоит с ликвидацией организации-должника, ведь в этом случае – руководителю не с кого требовать возвращение долга, а потому – достаточно оформить лишь акт.
Как списать дебиторки в 2021 году
Итак, мы выяснили, что под дебиторской задолженностью законодателем подразумеваются долговые обязательства одной компании перед другой. в 2021 году, как правило, такие долги появляются при передаче товара в рассрочку.
Стоит отметить, что при частом осуществлении подобных сделок – сумма долга может в итоге стать довольно внушительной. Конечно, спустя определённый промежуток времени, руководитель фирмы-поставщика начинает совершать действия, направленные на возвращение задолженности, но иногда – это просто невозможно. Такие долги оформляются как безнадёжные и списываются.
Сам термин «безнадёжные» — указывает на отсутствие шансов взыскания, что, безусловно, должно быть подтверждено первичной документацией.
Таким образом, для правильного списания дебиторки – руководителю компании-поставщика нужно:
- Издать соответствующий приказ, согласно которому сотрудники компании должны провести инвентаризацию в расчётах с дебиторами, кредиторами, а также другими контрагентами.
- Отразить результаты ревизии в акте, оформляемом по форме ИНВ-17 с обязательным установлением в его содержании фактической суммы имеющегося долга.
- Издать приказ о списании долгов.
Сотрудники бухгалтерии списывают дебиторскую задолженность, основываясь на информации, установленной в ранее оформленном акте инвентаризации расчётов, что, в свою очередь – сопровождается оформлением соответствующего акта.
Вместе с тем, при наличии документов, подтверждающих причину списания дебиторки – они прилагаются к акту, так как налоговый инспектор во время осуществления проверки – будет очень внимательно проверять всю информацию, касающуюся списания долга.
Как правильно оформить акт списания дебиторской задолженности в 2021 году – пошаговая инструкция
Как мы уже упоминали в начале статьи – законодатель позволяет составлять данный документ в свободной форме, с учётом требований, предъявляемых им к созданию деловой документации. Проще говоря, акт должен иметь определённую структуру, включающую:
- «шапку» — верхний блок;
- основную часть;
- и заключение.
В самом верху листа следует написать наименование акта, а также полное название организации и её реквизиты. Тут же – необходимо прописать точную календарную дату и место/город оформления документа.
В основном блоке – необходимо записать такие данные:
- Основания/причины проведения инвентаризации.
- Календарную дату и время проведения ревизии.
- Перечень организаций, являющихся должниками. Для удобства восприятия – рекомендуем заполнять этот раздел в виде таблицы, в графы которой по отдельности вписываются названия компаний-должников, суммы долга, сведения о договоре и основания для списания.
- Фактическая сумма списания и документы, подтверждающие законность такого списания.
Завершающим оформление акта списания дебиторской задолженности шагом – выступает подписание документа главным бухгалтером и руководителем организации.
Напоследок, стоит отметить, что вместо данного акта законодатель позволяет составлять и другие аналогичные документы (протокол, решение и пр.), к которым также должны обязательно прилагаться бумаги, подтверждающие законность списания.
Если же при оформлении документа составителем была допущена неточность или ошибка – её необходимо оформить, согласно требованиям законодателя – перечеркнуть сплошной ровной линией неверную информацию, прописать рядом верные данные и отметку «Исправленному верить», после чего заверить подписями бухгалтера и руководителя.
Бланк и образец акта списания дебиторской задолженности
ПредыдущаяОстались вопросы после прочтения статьи? Спроси юриста и ПОЛУЧИ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ!