Как вернуть автозапчасти в магазин: пошаговая инструкция
Исходя из результатов нашего опроса, большая часть автомобилистов предпочитает заниматься выбором и покупкой деталей к своему транспортному средству самостоятельно, не обращаясь за помощью в СТО, желая сэкономить.
При этом, довольно часто, по разным причинам (недостаток опыта, ошибка, обман и др.), приобретаемые запчасти не подходят для конкретных работ или и вовсе являются дефектными. Логично предположить, что недовольный потребитель задаётся сразу же вопросом, можно ли вернуть деньги за ненужное изделие?
Ответить на него и разобрать другие важные особенности, касающиеся данной темы, которые позволят потребителю сэкономить время и силы – готов автор сайта «Юридическая скорая помощь» и практикующий юрист, Олег Устинов.
Содержание статьи:
- Позиция законодателя в 2021 году
- Какие запчасти нельзя вернуть
- Как вернуть автомобильные запчасти в 2021 году
- Как вернуть качественные запчасти к автомобилю в 2021 году
- Как вернуть запчасти ненадлежащего качества в 2021 году
- Как вернуть запчасти в интернет-магазин в 2021 году
- Как вернуть детали, которые были в использовании
- Какой срок для возвращения автозапчастей продавцу
- Особенности возврата запчастей в 2021 году
- Как составить претензию
- Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги или осуществлять обмен
- Заключение
Позиция законодателя в 2021 году
В первую очередь, давайте определимся с типом возврата. Ведь при сдаче в магазин автозапчастей, использованных для осуществления ремонта и возвратом тех деталей, что пролежали в коробке несколько недель – действуют собственные ограничения и законодательные нормы.
Какие запчасти нельзя вернуть
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, не все товары могут быть возвращены продавцу. Десятым (из четырнадцати) пунктом установленного перечня таких товаров – выступает: мотовелотовары, а также автомобили, прицепные устройства и номерные агрегаты к данным транспортным средствам.
И этому есть несколько подтверждений. В первую очередь, стоит посмотреть, какой смысл скрывает сам термин «номерные агрегаты» и что о нём говорится в других подзаконных актах. Проще говоря, в этой ситуации – лучшим способом установить, подходит ли ваша деталь для возврата, является использования принципа «от обратного».
Стоит также отметить, что большая часть, действующих ранее российских и советских нормативных актов – была упразднена. Например, автомобильный двигатель, который раньше входил в категорию «номерные агрегаты» — больше не входит в неё.
В обновлённых нормативных документах, а именно – в Приказе МВД Российской Федерации №399, который был издан в 2018 году – к номерным относятся 3 агрегата автомобиля:
- Рама;
- кузов;
- кабина.
Таким образом, логично предположить, что нормативные акты имеют «собственную» трактовку понятия «агрегат», которая, при этом – не сходится с определёнием данной части автомобиля, используемой в автотехнике.
Проставление и фиксирование номеров на отдельных деталях и частях транспортных средств – обязательное условие законодателя для производителей таких запчастей, которое позволяет защитить имущество от воровства и незаконной продажи в будущем.
А потому, обновлённая в 2019 году законодательная база указывает на то, что покупатель, недовольный качеством или свойствами приобретённых им запчастей к автомобилю или мотоциклу – может осуществить их обмен на уплаченную им в магазин сумму стоимости товара. При этом, также был установлен и список деталей, которые точно не примут обратно. Так, согласно приказу МВД Российской Федерации «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств…»:
Возвращены обратно могут быть только те запчасти, которые не перечислены в списке данного законодательного акта.
На примере того же автомобильного двигателя – можно отметить, что эта деталь, ранее причисляемая к категории номерных агрегатов – в 2021 году может быть возвращена в точку продажи и/или заменена.
Как вернуть автомобильные запчасти в 2021 году
Опытные юристы сайта «Юридическая скорая помощь» рекомендуют при оформлении требований компенсации за купленные автозапчасти – требовать не возврат денежных средств, но обмена детали на подходящую, с учётом переиндексации стоимости. Почему?
Нужны ли для возврата покупки чеки, а также как вернуть запчасть, которая была в использовании 7 и более дней – рассмотрим дальше.
Как вернуть качественные запчасти к автомобилю в 2021 году
Товар, в котором покупателем не было выявлено производственного брака и других дефектов – может быть возвращён в 2021 году в том случае, если запчасти не подошли покупателю по размеру или другим свойствам.
Кроме того, возврат может быть оформлен при неполной комплектации деталей (например, при выявлении отсутствия необходимой прокладки, которая заявлена в комплекте).
Чтобы осуществить обмен в данном случае – потребитель может:
- предоставить продавцу товарный или кассовый чек, подтверждающий оплату возвращаемого товара;
- доказать факт покупки, предоставив письменные свидетельские показания людей, которые присутствовали в момент приобретения запчастей (как правило, к этому прибегают при потере/порче чека);
- оформить письменную претензию не позже 15 дня после покупки (даты и времени, указанных в чеке).
Сразу отмечу, что, хотя фактический срок выдачи продавцом денежных средств – не может превышать двадцатидневный срок – он может быть увеличен до 1 месяца, если при обмене товара, подобных автозапчастей нет на складе продавца.
Как вернуть запчасти ненадлежащего качества в 2021 году
Бракованная автомобильная деталь, купленная в магазине – может быть возвращена продавцу в семидневный срок! При этом, продавец может отправить товар на экспертизу, результаты которой должны подтвердить/опровергнуть наличие брака. На это может уйти ещё 20 дней.
Согласно действующему российскому законодательству – продавец обязан вернуть покупателю средства в полном объёме за некачественное изделие или предоставить ему аналогичное изделие, но отвечающее всем нормам и заявленным стандартам качества, установленным законодателем.
Как вернуть запчасти в интернет-магазин в 2021 году
Покупка запчастей к автомобилю или мототранспорту дистанционно – имеет собственные нюансы и особенности, которые могут быть использованы потребителем для защиты его прав. Например, если покупатель пожелает вернуть, уплаченные за детали деньги – он может сделать это до получения им посылки/товара.
Как вернуть детали, которые были в использовании
Сразу отмечу, что 100% гарантия возвращения средств не распространяется на детали, которые уже были в использовании.
Таким образом, если на запчасти, даже при её установке, возникли механические повреждения – она не может быть обменяна на деньги или другой аналогичный товар.
Проще говоря, законодатель в 2021 году предоставляет продавцу законное право игнорировать подобные требования.
При этом, в случае обмена покупателем товара на аналогичный – продавец обязан ему предоставить изделие в идеальном косметическом и техническом состоянии. В противном случае – потребитель может потребовать заменить и эту деталь.
Какой срок для возвращения автозапчастей продавцу
Наверняка, постоянные читатели нашей рубрики о защите прав потребителей, знают, что законодатель гарантирует право потребителя на возврат им товаров (в том числе и автозапчастей) в течение 14 дней с момента покупки без дополнительного объяснения причин со стороны покупателя.
При этом, клиент может получить как деньги, так и аналогичный товар или ремонт, приобретённых им запчастей.
Есть несколько типов срока возврата:
- не более 14 дней даётся на простой возврат/обмен товара;
- не более 3 дней законодатель отводит для гарантированного получения покупателем денег, при отсутствии аналогичного товара на обмен на складе продавца;
- стороны могут сразу же провести замену товара или возврат средств при договорённости.
Особенности возврата запчастей в 2021 году
Если вы решили вернуть автозапчасти продавцу и получить обратно деньги или более качественную деталь, в первую очередь, нужно собрать пакет необходимых документов, в который сегодня входят:
- чеки, свидетельствующие об успешном проведении оплаты;
- соглашения/договора поставки, если таковые имеют место быть;
- квитанции о получении посылки;
- выписки из банковской организации о перечислении суммы для оплаты товара.
В большинстве случаев, продавцу достаточно предъявить один из вышеперечисленных документов.
Однако, в случае отказа принимать возврат – клиенту необходимо составить письменное требование о возврате товара, которое должно быть подписано продавцом и ответ на которое он должен предоставить заявителю не позднее 10 дней после получения претензии.
Стоит отметить, что некоторые торговые точки имеют собственный регламент возврата запчастей, некоторые из которых могут нарушать ЗоЗПП.
Далее, в статье я расскажу о том, как поступать в этом случае и о том, на какие законодательные нормы лучше всего ориентироваться для ускорения возврата.
Как составить претензию
Документ можно составить от руки или распечатать.Поскольку законодателем не установлена специальная унифицированная форма/бланк для составления претензии может быть использован чистый лист формата А4, а содержание может быть составлено в вольном стиле, но, в соответствии с правилами создания деловой документации.
Кроме этого, в содержании нужно обязательно прописать следующую информацию:
- данные сторон (покупателя и продавца) и их реквизиты;
- наименование составляемого документа, которое «должно отражать суть его составления» (в нашем случае — Требование об обмене/возврате денег);
- суть проблемы, а также перечень выявленных дефектов;
- точная календарная дата и «живая» подпись составителя.
Также, в содержании можно указать перечень документов, прилагаемых к заявлению для доказательства факта приобретения товара.
Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги или осуществлять обмен
В том случае, если после получения претензии, продавец отказывается обменивать автозапчасти или возвращать деньги – покупатель имеет законное право составить жалобу или защитить свои права в суде.
Сегодня большинство недовольных потребителей составляют исковые заявления самостоятельно, но в силу отсутствия необходимого опыта – они делают грубые ошибки, которые существенно усложняют процесс.
Не может не радовать и тот факт, что при подаче иска по защите прав потребителя – истец не уплачивает государственную пошлину, а сам процесс – не занимает много времени.
Если же вы не хотите обращаться в суд – можно составить соответствующую жалобу в Роскомнадзор.
Заключение
Желая приобрести качественные запасные части для ремонта своего автомобиля – старайтесь выбирать только добросовестных продавцов с хорошими отзывами и репутацией. При этом, в любом случае:
- сохраняйте все чеки и квитанции;
- постарайтесь максимально аккуратно извлечь деталь из упаковки, сохранив её товарный вид;
- будьте крайне осторожны при установке детали.
Всё это способно существенно повысить ваши шансы на возврат денег или обмена детали!
Предыдущая