Как составить закупочный акт ОП-5 в 2021 году

Автор статьи
Олег Устинов
Время на чтение: 8 минут
АА

Закупочный акт ОП-5 бланк скачать бесплатно образец которого вы можете ниже в формате Word и PDF – документ, позволяющий сторонам сделки вести учёт расходов, необходимый для правильного налогообложения. Кроме того, наличие этой бумаги, по сути, является подтверждением самого факта совершения сделки.

Разобраться в особенностях правильного составления и оформления этого акта в 2021 году, читателям рубрики «Образцы актов» — поможет практикующий юрист и неизменный автор сайта «Юридическая скорая помощь», Олег Устинов.

alt: Бланк закупочного акта

Общая информация для понимания сути

В большинстве случаев, юридические лица, сотрудничающие между собой, выступают в роли продавца, покупателя или поставщика. Однако, нередко таким организациям более выгодно сотрудничать с частными лицами.

К примеру, такие взаимоотношения имеют место быть, когда фирмы, занимающиеся продажами – налаживают сотрудничество с частными фермерами, скупая у последних овощи, молочные продукты, фрукты, а также мясо и другие продовольственные продукты. В результате такого взаимодействия, фермер получает за предоставленные им продукты наличные средства, а организация – становится обладателем качественной продукции по весьма выгодной цене.

При этом, законодатель – не запрещает сторонам проводить подобного рода сделки, но предъявляет определённые требования к ним, в число которых входит и надлежащее оформление. На первый взгляд – всё довольно просто.

Так как в сделке участвуют продавец и покупатель – они должны составить договор купли-продажи, оформив соглашение, согласно правилам, предъявляемым заказчиком к оформлению договоров между юридическими лицами. Однако, также помимо основного соглашения – нужно будет оформить и закупочный акт.

Примечание юриста

Зачем нужен закупочный акт в 2021 году

Исходя из вышеописанного, закупочный акт, в первую очередь, выступает в качестве подтверждения заключения сделки между продавцом и покупателем. В содержании документа отмечаются особенности и детали их соглашения.

Во-первых, акт закупки нужен организации, выступающей в роли покупателя. Ведь именно на его основании сотрудники бухгалтерии проведут после заключения сделки списание денежных средств и компания поставит продукцию на учёт.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:
Порядок заполнения формы акта изъятия документов

Во-вторых, данный документ – может выступать гарантом для обеих сторон. Так, в случае конфликта, появления претензий и судебного разбирательства – закупочный акт станет главным документом-доказательством, содержание которого сможет использовать не только продавец, но и покупатель.

Кто заполняет закупочный акт

Так как, закупочный акт для покупателя выступает в качестве первичного документа, следовательно – его оформлением должен заказчик.

Мнение эксперта
Олег Устинов
Практикующий юрист, автор сайта "Юридическая скорая помощь", один из соучредителей фонда "Наше будущее".
Стоит отметить, что все сведения, которые фигурируют в сделке покупки-продажи, согласно действующему законодательству Российской Федерации – могут быть внесены заранее. Например, это можно сделать уже на этапе договорённости сторон о дате заключения сделки. При этом, подписание акта – должно быть осуществлено покупателем и продавцом в момент передачи установленного в содержании документа товара.

Что касается выбора составителя документа – законодатель позволяет составлять закупочный акт не только руководителю организации, но и любому её сотруднику, который был уполномочен на совершение данных действий руководством компании.

Кто должен подписать закупочный акт

Так как в сделке, в большинстве случаев, принимает участие 2 стороны – логично предположить, что каждая из них должна поставить в акте свою подпись. Однако, если в роли покупателя, подписывающего документ, выступает ответственное лицо – акт должен быть обязательно завизирован подписью реального руководителя организации.

Что касается продавца, то подписанием обычно занимается лицо, занимающееся производством объекта сделки (например, фермер, производящий молочные продукты). При этом, иногда случаются ситуации, в которых данное лицо – не может лично приехать на встречу для подписания документа.

В этом случае – продавец может вверить подписание закупочного акта своему представителю, который должен будет предоставить покупателю соответствующие документы, подтверждающие его полномочия.

ОП-5 – нужна ли форма для оформления закупочного акта в 2021 году

Сразу отметим, что в 2021 году – стороны сделки могут не использовать унифицированную форму ОП-5, которая ранее была установлена в качестве обязательной для составления и оформления рассматриваемых актов закупки.

alt: Образец закупочного акта

Однако, поскольку ОП-5 способна существенно упростить процесс заключения сделки – законодатель не запрещает её использование и сегодня, разрешая вносить в её содержание сторонам изменения для адаптации её под условия конкретного соглашения. Также, многие компании используют для оформления акта собственные специально разработанные формы, что также считается вполне допустимым.

Нет времени вникать в юридические нюансы? Спросить юриста - быстрее, чем читать! Получите БЕСПЛАТНУЮ онлайн консультацию от лучших специалистов в сфере Права - прямо сейчас!

Важно!

Особенности заполнения закупочного акта в 2021 году

Рассматриваемая нами сделка, предполагает передачу фермером некой продукции покупателю, который передаёт ему определённую сумму, о которой стороны сделки договорились ранее. А оформление закупочного акта – подтверждает, что обе стороны (покупатель и продавец) – выполнили перед друг другом свои обязанности.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:
Образец акта выполненных работ и услуг

Таким образом, акт является не только подтверждающим сделку документом, но и своеобразной распиской продавца, в которой он указывает полученную им сумму. Этот пункт есть в вышеописанной форме, а если акт составляется в свободной форме – данная информация должна быть записана от руки.

Напоминаем, что при составлении документа – нужно указывать только реальную информацию. К примеру, занижение составителем фактической стоимости товара – наверняка будет расценено законодателем (сотрудниками контролирующих органов) как незаконное действие (отмывание денег).

Если же, при составлении документа будут допущены ошибки – опытные юристы сайта «Юридическая скорая помощь» рекомендуют начать составлять новый акт!

И хотя законодатель не предъявляет в 2021 году каких-либо строгих требований к оформлению закупочных актов – составителю очень важно придерживаться общепринятых правил, установленных для оформления подобных документов.

Что указать в содержании закупочного акта

Вначале, необходимо заполнить шапку документа, прописав в ней название организации, выступающей в роли покупателя. Кроме того, ту следует указать:

  • Коды ОКУД и ИНН;
  • организационно правовую форму;
  • а также другие важные сведения о компании.

В том случае, если закупкой занимается определённый отдел – данный факт нужно прописать в документе, а если акту присвоен номер (например, его номер во внутреннем документообороте компании) – его обязательно нужно проставить ниже.

Затем составителю необходимо указать наименование самого документа и поставить реальные дату и место его составления.

После этого, приступаем к заполнению основной части – тела документа, которое состоит из следующих пунктов:

  1. полная информация о лице, который выступает в роли покупателя, подписывающего акт;
  2. информация о физическом лице, выступающем в роли продавца, подписывающего документ;
  3. общая информация о том, кто у кого и что именно покупает.

При этом, особенно важно – как можно подробнее описать объект сделки. А для внесения всех данных, как мы уже упоминали ранее в статье – удобнее всего использовать таблицу аналогичную той, что содержится в бланке ОП-5.

Таким образом, составителю нужно указать не только само название приобретаемой и продаваемой продукции, но и количество, единицу измерения, стоимость единицы, а также сумму сделки, которая должна быть продублирована прописью под таблицей.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:
Как составить акт осмотра товара в 2021 году

После этого, нужно подробно описать каждую сторону сделки. Для физического лица, выступающего продавцом – достаточно указать паспортные данные. А для покупателя – нужно вписать данные регистрационных документов.

Примечание юриста

Также, если с полученной продавцом суммы будет удержан так называемый подоходный налог – это тоже (его точный размер) нужно указать в содержании. Помните, что в тех случаях, когда физическое лицо реализует собственно выращенную продукцию – его фактическая прибыль не облагается налогом!

В завершении составления – каждая из сторон сделки должна расписаться (с расшифровками подписи), подтвердив, таким образом, факт заключения сделки.

Представитель организации-покупателя, после подписания акта – должен передать его руководителю, который обязан утвердить/визировать сделку и передать документ в бухгалтерию для использования его в качестве сметы для списания средств с баланса организации.

Частые ошибки при заполнении формы ОП-5 в 2021 году

Пожалуй, самой распространённой ошибкой при заполнении закупочного акта в России в 2021 году – является указание неполной или неточной информации. В большинстве случаев, такое случается, когда сотрудник, ответственный за подписание документа не обладает полной информацией о продавце.

Например, если после подписания акта выяснится, что продавец не прописан по указанному в акте адресу – сотрудники налоговой посчитают акт недействительным. То же случится, если продавец не распишется в документе.

Если при оформлении какая-то сторона обнаружила в содержании акта ошибку – рекомендуем составить новый документ! В противном случае – искажённая информация может выступить основанием для недействительности документа. Если в форме ОП-5 обнаружена опечатка – она должна быть исправлена, а рядом с верными данными стороны должны расписаться под отметкой «Исправленному верить».

Напоследок, отметим, что не стоит заключать сделки на чрезмерно большие объёмы продукции, так как к таким сделкам будет уделяться особое внимание сотрудников налоговой. Проще говоря, не нужно пытаться продать/купить больше, чем может произвести продавец.

Пример
Предыдущая
Акты: образцы и бланки 2021 годаОбразец акта выполненных работ и услуг
Следующая
Акты: образцы и бланки 2021 годаКак составить приемо-сдаточный акт – образец и бланк 2021 года

Остались вопросы после прочтения статьи? Спроси юриста и ПОЛУЧИ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ!

Рейтинг автора
Автор статьи
Олег Устинов
Юрист, автор и главный редактор сайта "Юридическая скорая помощь", соучредитель фонда "Наше будущее" (г. Москва)
Написано статей
310
На сколько статья была Вам полезна?
ПлохоНе плохоХорошоОтличноСупер! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Примечание юриста
Как правило, к составлению подобных документов в 2021 году – прибегают рестораны, кафе, а также столовые и другие заведения общественного питания, использующие для приготовления блюд и напитков сельскохозяйственную продукцию.
Важно!
Как правило, стороны сделки оформляют соответствующий их потребностям договор, подтверждающий их договорённость в принятии условий, перечисленных в содержании основного документа-соглашения. При этом, среди условий данного договора – обязательно нужно упомянуть о том, что вместе с ним – стороны оформляют закупочный акт!
Примечание юриста
В том случае, если у продавца есть справка, которая подтверждает факт ведения им подсобного хозяйства – данные справки тоже необходимо указать в акте.
Пример
К примеру, один человек физически не может вырастить и собрать 15 тонн лесного ореха, что говорит о том, что данное лицо, скорее всего, занимается перепродажей готовой продукции. А это, в свою очередь, может стать причиной для отказа в принятии закупочного акта налоговиками.