Ликвидация ООО в 2021 году собственными силами
Ликвидация ООО в 2021 году – достаточно продолжительный и непростой процесс, который можно существенно ускорить и упростить, придерживаясь определённых правил для закрытия организации, о которых посетителям сайта «Юридическая скорая помощь» уже готов рассказать автор и практикующий юрист – Олег Устинов.
Прежде, чем приступить к подробному рассмотрению процедуры самостоятельной ликвидации – стоит ознакомиться с альтернативными способами. Так, например, вполне возможно, что в вашем случае — в ООО оптимальнее сменить состав учредителей или продать его.
Подобные действия избавят вас от проблем, оставив их решение другим, заинтересованным в этом, лицам.
Содержание статьи:
- Пошаговый процесс ликвидации ООО в 2021 году – инструкция для всех
- Решение о проведении ликвидации и формирование ликвидационной группы
- Уведомление о начале ликвидации налоговой службы, а также фондов
- Публикация заметки в «Вестнике…»
- Уведомление кредиторов о закрытии организации
- Уведомление работников и биржи труда
- Отчетность за сотрудников при увольнении в 2021 году
- Готовимся к проверке ИФНС
- Оформление и подача промежуточного ликвидационного баланса в ИФНС
- Ликвидация и налоговая декларация
- Расчёт по долгам закрывающейся организации
- Ликвидационный баланс и распределение активов
- Подача окончательного пакета документов в налоговую
Пошаговый процесс ликвидации ООО в 2021 году – инструкция для всех
Согласно действующему российскому законодательству, организация может быть ликвидирована в 2021 году как по решению суда (перечень подобных случаев можно найти в 61 статье Гражданского кодекса Российской Федерации), так и в добровольном порядке.
Фактически, сам процесс самостоятельной ликвидации ООО – включает в себя следующие этапы:
- Принятие учредителем/учредителями решения о ликвидации, а также формирование ликвидационной группы/комиссии.
- Уведомление о начале процесса ликвидации организации налоговой службы.
- Публикация о ликвидации заметки в «Вестнике государственной регистрации».
- Уведомление кредиторов о том, что ООО будет вскоре ликвидировано.
- Уведомление центра занятости и работников о предстоящем увольнении сотрудников компании.
- Подготовка к проверке из ИФНС (в большинстве случаев, всё проходит без неё).
- Составление, а также подача в налоговую промежуточного ликвидационного баланса.
- Осуществление расчётов по долгам, которые имеются у организации перед другими компаниями.
- Распределение активов ООО, после подготовки ликвидационного баланса.
- Передача в налоговые органы окончательного пакета документов для ликвидации организации.
Теперь, для более наглядного примера и повышения эффективности ваших действий – давайте рассмотрим каждый из описанных выше шагов более детально:
Решение о проведении ликвидации и формирование ликвидационной группы
В большинстве случаев, данное решение принимается участниками ООО на общем собрании. При этом, решение о ликвидации должно быть не только принято единогласно, но и оформлено соответствующим образом в виде протокола собрания.
После этого, учредители создают специальную ликвидационную комиссию. В состав группы, как правило, входят директор, юрист, учредитель/учредители, главный бухгалтер, некоторые сотрудники. Затем учредителями назначается руководитель комиссии. Хочу также отметить, что в составе комиссии может быть только ликвидатор.
Информация (паспортные данные) о каждом участнике группы должны быть внесены руководителем в протокол/решение о ликвидации организации.
Единственный ликвидатор или ликвидационная группа наделяются всеми полномочиями по ведению работы конкретного общества. Наряду с этим, комиссия представляет ООО в суде и несёт ответственность за действия компании, которые были совершены на этапе её ликвидации (согласно 62 статье Гражданского кодекса РФ).
Уведомление о начале ликвидации налоговой службы, а также фондов
После принятия решения и оформления протокола о ликвидации, в течение трёхдневного срока – необходимо подать в ИФНС следующие бумаги:
- Решение единственного учредителя/протокол собрания учредителей.
- Нотариально заверенное уведомление, оформленное по форме Р15016.
Примерно, спустя пять дней, после передачи пакета документов в налоговую инспекцию – её сотрудники должны внести соответствующую запись в ЕГРЮД о том, что данное ООО на данный момент времени, находится в процессе ликвидации.
При этом, сотрудники ИФНС выдают на руки руководителю комиссии копию листа, который является подтверждением внесения необходимых данных в государственный реестр.
Напоминаем нашим читателям, что фонды в 2021 году больше уведомлять о факте ликвидации ООО не нужно и это теперь входит в обязанности сотрудников налоговой инспекции.
Публикация заметки в «Вестнике…»
Помните, что, согласно действующему законодательству Российской Федерации – ликвидировать ООО с долгами без урегулирования отношений с кредиторами – невозможно! А потому, учредитель/учредители должны известить о принятом ими решении о закрытии организации путём публикации в СМИ сообщения с данной информацией.
В 2021 году, по-прежнему, в качестве такого издания выступает «Вестник государственной регистрации». Опубликовать заметку сегодня можно в режиме онлайн, введя всю необходимую информацию в окно специальной формы на сайте данного издания.
Уведомление кредиторов о закрытии организации
Кроме публикации заметки – каждый из кредиторов организации должен быть извещён письменно о принятом учредителями решению. Вместе с этим в уведомлении нужно рассказать кредиторам о сроках и порядке выставления требований/претензий с их стороны. Как правило, продолжительность срока составляет от 2 месяцев.
Законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований к оформлению данных уведомлений. Однако, опытные юристы сайта «Юридическая скорая помощь» рекомендуют доставлять их с обязательным уведомлением о получении.
Уведомление работников и биржи труда
Очень важным этапом самостоятельной ликвидации ООО в 2021 году является процесс уведомления сотрудников (не менее, чем за 2 месяца до закрытия общества). Сделать это можно путём составления в письменной форме соответствующего письма с пометкой о том, что работники компании будут уволены по инициативе работодателя по причине прекращением деятельности ООО.
Аналогичное уведомление нужно, согласно законодательству Российской Федерации -предоставить в центр занятости граждан, прописав должность, квалификационные требования, профессию, условия оплаты труда и другую информацию, касающуюся каждого увольняемого из-за ликвидации, сотрудника.
Сотрудники биржи труда уведомляются за 2-3 месяца до увольнения работников организации. Точный временной период зависит от специфики деятельности, региона и массовости увольнения.
Помните, что каждому увольняемому работнику нужно будет выплатить выходное пособие, размер которого равен сумме его месячного заработка.
Отчетность за сотрудников при увольнении в 2021 году
Не забудьте поставить соответствующую отметку («Прекращение деятельности») на перечисленных отчётах!После увольнения и полного расчёта с сотрудниками – руководитель должен направить отчётности по форме 4-ФСС (в ФСС) и СЗВ-СТАЖ (в ПФР), а также в ИФНС. Очень важно, чтобы все вышеперечисленные отчёты были сданы до подачи заявления по форме Р15016! В том случае, если ликвидация организации совпала с окончанием отчётного года/периода – в первую очередь, сдаются расчёты 4-ФСС и СЗВ-СТАЖ за прошлый год, после чего – за период с начала года и по дату подачи заявления о ликвидации ООО по форме Р15016.
На протяжении пятнадцатидневного срока со дня сдачи в ПФР последней отчётности – оплачивается сумма доплат/взносов, если начисление таковых имело место быть. Вместе с этим, начиная с апреля 2016 года – действует ежемесячный отчёт в ПФР по форме СЗВ-М (для всех работодателей), который необходимо сдать не позднее 15 числа следующего месяца.
Также, по организации, которая находится в процессе ликвидации (при отсутствии у таковой сотрудников) – сдаётся так называемый нулевой отчёт по форме СЗВ-М, который должен быть обязательно подписан самим ликвидатором.
Не менее важными являются и обязательные для сдачи отчёты 6-НДФЛ, а также 2-НДФЛ. Помните, что фактическое прекращение деятельности организации – не снимает обязанностей налогового агента!
Готовимся к проверке ИФНС
После получения от руководителя ликвидационной комиссии уведомления о закрытии организации – налоговые органы, согласно действующему российскому законодательству, могут (хотя, это не установлено в качестве их прямой обязанности) провести выездную проверку ООО, вне зависимости от того, проводилась ли в ближайшее время такая проверка или нет.
Стоит отметить, что при вынесении решения о проведении проверки – учредитель/учредители могут приступать к следующему этапу только после её окончания, а также решении вопросов, которые будут поставлены в результате проведения проверки.
Оформление и подача промежуточного ликвидационного баланса в ИФНС
По истечении срока для предъявления претензий/требований со стороны кредиторов – нужно оформить промежуточный ликвидационный баланс.
К счастью, законодатель не предъявляет к его составлению каких-либо чётких правил и отчёт может быть создан, руководствуясь принципами характерными для составления бухгалтерских отчётностей. А потому, доверить этот этап лучше профессионалам!
Правильно составленный промежуточный баланс в 2021 году должен содержать следующую информацию:
- Описание имущества организации на момент принятия решения о ликвидации.
- Информацию о претензиях и различных требованиях, которые были предъявлены закрывающейся организации, кредиторами.
- Результаты изучения и рассмотрения вышеупомянутых требований.
После составления документа – его нужно будет утвердить подписями всех учредителей (или ликвидатором, если других учредителей нет) с обязательным оформлением соответствующего протокола/решения, после чего, предоставить в налоговую:
- Промежуточный ликвидационный баланс.
- Нотариально заверенное уведомление по форме Р15016 (в этот раз, во втором разделе ставим галочку в подпункте 2.3).
Кроме этих бумаг, в некоторых ИФНС, могут потребовать предоставить:
- Документальное доказательство публикации заметки в «Вестнике».
- Решение/протокол об утверждении учредителями промежуточного ликвидационного баланса.
После этого, сотрудники налоговой инспекции в пятидневный срок – должны внести необходимые данные в ЕГРЮЛ, а затем передать руководителю копию листа, который подтверждает внесение соответствующей записи в государственный реестр.
Ликвидация и налоговая декларация
Налоговая декларация, в рассматриваемом нами сегодня случае, может быть сдана вместе с промежуточным ликвидационным балансом. Однако, это становится возможным лишь в том случае, если после составления баланса закрывающаяся организация не планирует больше проводить каких-либо налогооблагаемых операций. В обратном случае – рекомендуем подавать декларацию с подачей окончательного ликвидационного баланса.
Стоит отметить тот факт, что для закрывающихся ООО последний отчётный год длится с 1 января и до даты ликвидации организации (до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ). При этом, вся необходимая отчётность сдаётся не позднее даты внесения записи о закрытии ООО.
Все обязательные для сдачи налоговые декларации должны подаваться с выбранной руководителем системой налогообложения.
Расчёт по долгам закрывающейся организации
После утверждения учредителями промежуточного баланса – ликвидационная комиссия должна начать расчёт по имеющимся у ООО долгам.
Так, исходя из информации, приведённой в 64 статье Гражданского кодекса Российской Федерации, такие долги должны быть выплачены:
- Сотрудникам по трудовому договору (не только заработная плата, но и выходные пособия), а также авторские вознаграждения.
- Лицам, перед которыми организация несёт ответственность за причинённый им материальный или имущественный ущерб (сюда стоит отнести также моральный ущерб и ущерб здоровью/жизни).
- Расчёты по обязательным платежам в внебюджетные фонды/бюджет (штрафные санкции, страховые взносы, налоги и пр.).
- Долги перед кредиторами.
В том случае, если у организации не хватает денег для погашения всех задолженностей – ООО выставляет на торги имущество. Если же в результате торгов нужная сумма не будет набрана – ликвидационная комиссия должна обратиться в суд с соответствующим заявлением о признании банкротства юридического лица.
Ликвидационный баланс и распределение активов
После погашения всех имеющихся у ООО задолженностей – ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс, который будет содержать информацию обо всех оставшихся активах организации, которые впоследствии будут разделены между её учредителями.
В том случае, если сумма активов в конечном балансе окажется больше суммы, указанной в промежуточном балансе – сотрудники налоговой инспекции, наверняка, запросят у руководителя разъяснения, а в некоторых случаях – могут вовсе отказать в проведении ликвидации.
Окончательный ликвидационный баланс, должен быть утверждён на собрании учредителей, о чём должен свидетельствовать оформленный протокол/решение о его утверждении. Только после всего вышеописанного, оставшиеся активы – могут быть распределены между учредителями в соответствии с их реальными долями в закрытой компании (в её капитале).
Подача окончательного пакета документов в налоговую
По завершении всех описанных выше шагов – руководитель должен подать в ИФНС следующие документы:
- Заверенное нотариусом, заявление по форме Р15016;
- ликвидационный баланс (окончательный);
- решение/протокол об утверждении учредителем/учредителями окончательного ликвидационного баланса;
- квитанцию о проведении успешной оплаты государственной пошлины, размер которой на сегодняшний день, составляет 800 российских рублей;
- бумаги из фондов, которые подтверждают тот факт, что у данной организации нет задолженностей перед ФСС и ПФР (опционально).
После получения всех вышеперечисленных документов, в течение пяти дней – сотрудники налоговой ликвидируют ООО, внеся всю необходимую информацию об этом в ЕГРЮЛ, после чего выдаст копию листа, подтверждающее выполнение всего перечисленного.