Характеристика с места работы, образец и пример оформления
В нашей прошлой статье, автор и практикующий юрист Олег Устинов – рассмотрел порядок, особенности, а также плюсы и минусы трудового договора с самозанятым лицом. Сегодня, сайт «Юридическая скорая помощь», предлагает вам скачать образец характеристики с места работы на работника и узнать об основных требованиях, предъявляемых к данным документам законодателем.
Содержание статьи:
- Вступление и актуальный на 2021 год образец документа
- Внутренняя характеристика сотрудника
- Внешняя характеристика сотрудника
- По просьбе работника
- Характеристика на сотрудника по стороннему запросу
- Как правильно оформить характеристику на сотрудника в 2021 году
- Содержание характеристики – что должно быть по закону
- Блок: Анкета сотрудника
- Блок: Трудовая деятельность работника
- Блок: Личные качества сотрудника
Вступление и актуальный на 2021 год образец документа
Рассматриваемая нами сегодня характеристика – может составляться как по инициативе работодателя, так и по просьбе самого работника или по внешнему запросу. По большей части, это зависит от цели и места предъявления бумаги. Таким образом, характеристика на сотрудника может предназначаться не только для внутреннего документооборота предприятия-работодателя, но и для предоставления её в любое другое место требования.
Ниже выложен актуальный образец такого документа на 2021 год, после ознакомления с которым, вы можете скачать его по ссылке в формате WORD и отредактировать, вписав в поля свои данные.
Внутренняя характеристика сотрудника
Вышестоящее руководство (к примеру, совладелец фирмы) имеет законное право получить в письменном виде оценку профессиональных и личностных качеств определённого работника или группы работников, от их прямого руководства (начальника участка, отдела и пр.). Как правило, такое требование уместно в следующих ситуациях:
- Оценка профессиональных навыков перед поручением ответственного задания;
- принятие положительного или негативного решения об отправлении сотрудника в командировку;
- перевод работника на другую должность;
- определение возможности доверия (например, предоставлять ли данному человеку доступ к коммерческой тайне, служебной информации и пр.);
- предварительная оценка уровня профпригодности и стрессоустойчивости к критическим ситуациям или опасной трудовой обстановке;
- принятие мер для снижения уровня стресса в рабочем коллективе и пр.
Стоит отметить, что к процессу составления внутренней характеристики может быть привлечён не только руководитель определённого структурного подразделения (например, начальник участка), но и сотрудники отдела кадров, руководитель службы безопасности и др.
Внешняя характеристика сотрудника
Как мы упоминали выше, документация, предоставляемая в другие инстанции (не для её использования самим предприятием) – может быть оформлена, как по требованию самих этих инстанций, так и по запросу сотрудника.
По просьбе работника
В 2021 году сотрудники предприятия запрашивают письменный отзыв о них от руководства для следующих целей:
- оформление кредита в банковской организации;
- поступление на учёбу в ВУЗ;
- прохождение срочной воинской службы;
- выдача различных разрешительных документов;
- требование характеристики от сотрудников правоохранительных, муниципальных или иных государственных органов.
Как правило, в 2021 году, в теле самой характеристики составителем указывается цель документа («Для предъявления по месту требования»). А это, в свою очередь, значит, что данный документ носит универсальный характер.
Характеристика на сотрудника по стороннему запросу
Кроме запроса характеристики на своё имя, запросить данные сотрудника могут определённые должностные лица, адвокаты, сотрудники государственных структур и др.
Как правило, это происходит, если сотрудник предприятия совершает какие-либо противозаконные действия или он выступает в роли подозреваемого по аналогичным делам.
Как правильно оформить характеристику на сотрудника в 2021 году
Как и любой другой юридический документ, характеристика на работника – требует правильного оформления, а также наличия в ней обязательных для документов данного типа реквизитов. Самыми важными пунктами при составлении бумаги – считаются:
- Составитель характеристики должен использовать официальный бланк организации-работодателя. Если же такого бланка нет – он может использовать чистый лист формата А4. Отметим, что для внешних типов документа – предпочтительнее использовать бланк, но, если его нет – составитель обязательно должен прописать соответствующие реквизиты организации.
- В теле статьи текст должен излагаться от третьего лица с использованием лишь прошедшего или настоящего времени (к примеру – «сотрудник обладает, не соответствует» или же – «работник выполнял, имел и пр.»).
- В первую очередь, составитель пишет наименование документа (то есть – «Характеристика»), после чего – пишет ФИО и должность сотрудника, на которого составляется бумага.
- Законодатель не ограничивает объём текста характеристики, но, как показывает практика – информация никогда не превышает одной страницы.
- После текста – составляющий пишет стандартные данные о месте фактического предоставления или же указывает, что данная характеристика должна быть предъявлена строго по месту требования.
Вся ответственность за достоверность вписанных в характеристику данных – ложится на всех, кто подписал документ! И, хотя, согласно действующему законодательству Российской Федерации – для заверения бумаги достаточно подписи руководителя организации – сегодня к ней нередко добавляют роспись начальника характеризуемого работника и руководителя отдела кадров.
Все имеющиеся подписи должны быть расшифрованы (фамилия расписавшегося и его инициалы)!
Также, чтобы оформленная, таким образом, характеристика обладала юридической силой – она должна содержать дату, быть заверенной официальной круглой печатью предприятия-работодателя и завизирована руководством.
Содержание характеристики – что должно быть по закону
Как видно из вышеописанного — основное различие внешней и внутренней характеристик основывается на том, что в последнем случае известно не только место работы работника, но и организация, в которую будет представлен документ.
А потому, в содержании внутренней характеристики можно не акцентировать внимание на этой информации, раскрывая, при этом, более полно профессиональный потенциал сотрудника и его данные, касающиеся его должности и профессиональной деятельности, в целом.
Вот почему перед составлением содержания характеристики опытные юристы нашего портала – рекомендуют определить цель предоставления документа, чёткое определение которой поможет правильно вписать необходимую информацию.
В большинстве случаев, характеристика состоит из следующих информационных блоков:
- Заголовок/наименование документа;
- анкета сотрудника;
- трудовая деятельность работника;
- его личные качества;
- итог/заключение руководителя.
И, если с заголовком и фактическим заключением, как правило, не возникает проблем – остальные пункты стоит рассмотреть более подробно.
Блок: Анкета сотрудника
С первого абзаца составитель должен выписать все имеющиеся официальные данные о работнике:
- ФИО;
- дату рождения;
- список оконченных работником заведений;
- все полученные им специальности;
- перечень званий и степеней (если таковые имеют место быть).
Блок: Трудовая деятельность работника
В этом блоке необходимо описать трудовой путь характеризуемого человека. При этом, данный путь может быть как полным (включая все места работы человека до его приёма в данную организацию), так и ограниченным (например, смена должностей в данной организации).
Однако, тут очень важно указать на следующие моменты:
- первая должность, на которую был принят сотрудник в текущую организацию;
- показатели карьерного роста сотрудника за время работы в данной организации (какие он должности занимал и в каком году);
- информация, касающаяся полученного дополнительного образования, прохождения работником курсов по повышению квалификации и пр.;
- перечень достижений (разного рода поощрений или порицаний);
- фактическая оценка результатов работы (когда и в каких проектах сотрудник принимал участие и что он выполнил лично в данных проектах);
Блок: Личные качества сотрудника
Это один из наиболее важных и проблемных блоков характеристики на сотрудника в 2021 году, ведь, если в прошлых разделах вписывались «сухие» точные и объективные данные, то личностная характеристика зависит исключительно от способа её подачи составителем.
Особенно достоверность данного блока имеет значение при составлении внешних характеристик, поскольку, в первую очередь, сторонние организации интересует так называемый «психологический портрет» работника, а не его карьерные достижения и профессиональные навыки.
Юристы сайта «Юридическая скорая помощь» составили для вас развёрнутый план, который поможет дать точную оценку личности работника:
- Реальное общее впечатление, которое сложилось о работнике за время его работы на данном предприятии;
- мнение о его профессиональных способностях, которые сотрудник проявил в различных ситуациях, а также о потенциале данного человека;
- некоторые психологические особенности личности человека;
- рекомендации по поводу использования в будущем профессиональных качеств сотрудника;
- оценка таких качеств как толерантность, конфликтность и коммуникабельность;
- отношение к этому работнику коллектива;
- перечень «слабых мест» (если таковые были обнаружены);
- прогноз поведения в будущем;
- иные факты.
Как видите, всё обстоит гораздо проще, чем казалось на первый взгляд. Достаточно скачать образец характеристики с места работы на работника и правильно оформить его, согласно требованиям, установленным к таким бумагам, законодателя.
Если же у вас остались вопросы – наши специалисты готовы в любое время оказать вам бесплатную юридическую помощь!
Предыдущая