Характеристика с места работы, образец и пример оформления

Автор статьи
Олег Устинов
Время на чтение: 11 минут
АА

В нашей прошлой статье, автор и практикующий юрист Олег Устинов – рассмотрел порядок, особенности, а также плюсы и минусы трудового договора с самозанятым лицом. Сегодня, сайт «Юридическая скорая помощь», предлагает вам скачать образец характеристики с места работы на работника и узнать об основных требованиях, предъявляемых к данным документам законодателем.

Вступление и актуальный на 2021 год образец документа

Рассматриваемая нами сегодня характеристика – может составляться как по инициативе работодателя, так и по просьбе самого работника или по внешнему запросу. По большей части, это зависит от цели и места предъявления бумаги. Таким образом, характеристика на сотрудника может предназначаться не только для внутреннего документооборота предприятия-работодателя, но и для предоставления её в любое другое место требования.

Ниже выложен актуальный образец такого документа на 2021 год, после ознакомления с которым, вы можете скачать его по ссылке в формате WORD и отредактировать, вписав в поля свои данные.

alt: Образец характеристики с места работы на работника

Внутренняя характеристика сотрудника

Вышестоящее руководство (к примеру, совладелец фирмы) имеет законное право получить в письменном виде оценку профессиональных и личностных качеств определённого работника или группы работников, от их прямого руководства (начальника участка, отдела и пр.). Как правило, такое требование уместно в следующих ситуациях:

  • Оценка профессиональных навыков перед поручением ответственного задания;
  • принятие положительного или негативного решения об отправлении сотрудника в командировку;
  • перевод работника на другую должность;
  • определение возможности доверия (например, предоставлять ли данному человеку доступ к коммерческой тайне, служебной информации и пр.);
  • предварительная оценка уровня профпригодности и стрессоустойчивости к критическим ситуациям или опасной трудовой обстановке;
  • принятие мер для снижения уровня стресса в рабочем коллективе и пр.

Стоит отметить, что к процессу составления внутренней характеристики может быть привлечён не только руководитель определённого структурного подразделения (например, начальник участка), но и сотрудники отдела кадров, руководитель службы безопасности и др.

Примечание юриста

Внешняя характеристика сотрудника

Как мы упоминали выше, документация, предоставляемая в другие инстанции (не для её использования самим предприятием) – может быть оформлена, как по требованию самих этих инстанций, так и по запросу сотрудника.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:
Как устроиться на работу в метрополитен города Москвы, не имея опыта работы, и на какую должность?

По просьбе работника

В 2021 году сотрудники предприятия запрашивают письменный отзыв о них от руководства для следующих целей:

  1. оформление кредита в банковской организации;
  2. поступление на учёбу в ВУЗ;
  3. прохождение срочной воинской службы;
  4. выдача различных разрешительных документов;
  5. требование характеристики от сотрудников правоохранительных, муниципальных или иных государственных органов.
Совет юриста

Как правило, в 2021 году, в теле самой характеристики составителем указывается цель документа («Для предъявления по месту требования»). А это, в свою очередь, значит, что данный документ носит универсальный характер.

Характеристика на сотрудника по стороннему запросу

Кроме запроса характеристики на своё имя, запросить данные сотрудника могут определённые должностные лица, адвокаты, сотрудники государственных структур и др.

Как правило, это происходит, если сотрудник предприятия совершает какие-либо противозаконные действия или он выступает в роли подозреваемого по аналогичным делам.

Рекомендация эксперта

Как правильно оформить характеристику на сотрудника в 2021 году

Как и любой другой юридический документ, характеристика на работника – требует правильного оформления, а также наличия в ней обязательных для документов данного типа реквизитов. Самыми важными пунктами при составлении бумаги – считаются:

  • Составитель характеристики должен использовать официальный бланк организации-работодателя. Если же такого бланка нет – он может использовать чистый лист формата А4. Отметим, что для внешних типов документа – предпочтительнее использовать бланк, но, если его нет – составитель обязательно должен прописать соответствующие реквизиты организации.
  • В теле статьи текст должен излагаться от третьего лица с использованием лишь прошедшего или настоящего времени (к примеру – «сотрудник обладает, не соответствует» или же – «работник выполнял, имел и пр.»).
  • В первую очередь, составитель пишет наименование документа (то есть – «Характеристика»), после чего – пишет ФИО и должность сотрудника, на которого составляется бумага.
  • Законодатель не ограничивает объём текста характеристики, но, как показывает практика – информация никогда не превышает одной страницы.
  • После текста – составляющий пишет стандартные данные о месте фактического предоставления или же указывает, что данная характеристика должна быть предъявлена строго по месту требования.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:
Как правильно оформить запись об увольнении по собственному желанию в трудовой книжке

Вся ответственность за достоверность вписанных в характеристику данных – ложится на всех, кто подписал документ! И, хотя, согласно действующему законодательству Российской Федерации – для заверения бумаги достаточно подписи руководителя организации – сегодня к ней нередко добавляют роспись начальника характеризуемого работника и руководителя отдела кадров.

Все имеющиеся подписи должны быть расшифрованы (фамилия расписавшегося и его инициалы)!

Также, чтобы оформленная, таким образом, характеристика обладала юридической силой – она должна содержать дату, быть заверенной официальной круглой печатью предприятия-работодателя и завизирована руководством.

Содержание характеристики – что должно быть по закону

Как видно из вышеописанного — основное различие внешней и внутренней характеристик основывается на том, что в последнем случае известно не только место работы работника, но и организация, в которую будет представлен документ.

А потому, в содержании внутренней характеристики можно не акцентировать внимание на этой информации, раскрывая, при этом, более полно профессиональный потенциал сотрудника и его данные, касающиеся его должности и профессиональной деятельности, в целом.

Мнение эксперта
Олег Устинов
Практикующий юрист, автор сайта "Юридическая скорая помощь", один из соучредителей фонда "Наше будущее".
При этом, во внешней характеристике – рекомендуется, наоборот, сделать акцент на данные работника, получив на это его согласие в письменной форме, что установлено положениями 88 статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

Вот почему перед составлением содержания характеристики опытные юристы нашего портала – рекомендуют определить цель предоставления документа, чёткое определение которой поможет правильно вписать необходимую информацию.

В большинстве случаев, характеристика состоит из следующих информационных блоков:

  1. Заголовок/наименование документа;
  2. анкета сотрудника;
  3. трудовая деятельность работника;
  4. его личные качества;
  5. итог/заключение руководителя.

И, если с заголовком и фактическим заключением, как правило, не возникает проблем – остальные пункты стоит рассмотреть более подробно.

Блок: Анкета сотрудника

С первого абзаца составитель должен выписать все имеющиеся официальные данные о работнике:

  • ФИО;
  • дату рождения;
  • список оконченных работником заведений;
  • все полученные им специальности;
  • перечень званий и степеней (если таковые имеют место быть).
Совет юриста

Блок: Трудовая деятельность работника

В этом блоке необходимо описать трудовой путь характеризуемого человека. При этом, данный путь может быть как полным (включая все места работы человека до его приёма в данную организацию), так и ограниченным (например, смена должностей в данной организации).

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:
Как устроиться водителем на скорую помощь

Однако, тут очень важно указать на следующие моменты:

  • первая должность, на которую был принят сотрудник в текущую организацию;
  • показатели карьерного роста сотрудника за время работы в данной организации (какие он должности занимал и в каком году);
  • информация, касающаяся полученного дополнительного образования, прохождения работником курсов по повышению квалификации и пр.;
  • перечень достижений (разного рода поощрений или порицаний);
  • фактическая оценка результатов работы (когда и в каких проектах сотрудник принимал участие и что он выполнил лично в данных проектах);

Блок: Личные качества сотрудника

Это один из наиболее важных и проблемных блоков характеристики на сотрудника в 2021 году, ведь, если в прошлых разделах вписывались «сухие» точные и объективные данные, то личностная характеристика зависит исключительно от способа её подачи составителем.

Особенно достоверность данного блока имеет значение при составлении внешних характеристик, поскольку, в первую очередь, сторонние организации интересует так называемый «психологический портрет» работника, а не его карьерные достижения и профессиональные навыки.

Юристы сайта «Юридическая скорая помощь» составили для вас развёрнутый план, который поможет дать точную оценку личности работника:

Совет юриста
  1. Реальное общее впечатление, которое сложилось о работнике за время его работы на данном предприятии;
  2. мнение о его профессиональных способностях, которые сотрудник проявил в различных ситуациях, а также о потенциале данного человека;
  3. некоторые психологические особенности личности человека;
  4. рекомендации по поводу использования в будущем профессиональных качеств сотрудника;
  5. оценка таких качеств как толерантность, конфликтность и коммуникабельность;
  6. отношение к этому работнику коллектива;
  7. перечень «слабых мест» (если таковые были обнаружены);
  8. прогноз поведения в будущем;
  9. иные факты.

Как видите, всё обстоит гораздо проще, чем казалось на первый взгляд. Достаточно скачать образец характеристики с места работы на работника и правильно оформить его, согласно требованиям, установленным к таким бумагам, законодателя.

Если же у вас остались вопросы – наши специалисты готовы в любое время оказать вам бесплатную юридическую помощь!

Предыдущая
Трудовое правоКак заключить договор с самозанятым в 2021 году
Следующая
Трудовое правоКак устроиться на работу в метрополитен города Москвы, не имея опыта работы, и на какую должность?
Рейтинг автора
Автор статьи
Олег Устинов
Юрист, автор и главный редактор сайта "Юридическая скорая помощь", соучредитель фонда "Наше будущее" (г. Москва)
Написано статей
330
На сколько статья была Вам полезна?
ПлохоНе плохоХорошоОтличноСупер! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Примечание юриста
Основания для требований составления таких характеристик – прописываются в содержании локальных нормативных актов фирмы-работодателя!
Совет юриста
Отметим, что в случае предоставления характеристики в определённый государственный орган – содержание документа можно сделать более информативным, сделав соответствующие акценты на этапе составления бумаги. К примеру, для возможности оформления работником кредита или рассрочки в банке – совершенно не важны производственные показатели данного сотрудника (ответственность, дисциплинированность и пр.) и их можно упустить в пользу данных о стаже, размере заработной платы и пр.
Рекомендация эксперта
Так как сторонний запрос не содержит перечня необходимых к предоставлению данных – юристы сайта «Юридическая скорая помощь» рекомендуют составлять характеристику на сотрудника по базовому образцу, представленному в начале этой статьи.
Совет юриста
В данной анкете можно употреблять только фамилию с инициалами сотрудника, так как полное его имя, как правило указывается в заглавии документа.
Совет юриста
Конечно же, это совершенно не значит, что вам нужно использовать все пункты из списка. Вы можете исключить или наоборот дополнить его, с учётом конкретной ситуации.
Adblock
detector