Акт приема-передачи судна. Бланк и образец 2021 года
Согласно действующему российскому законодательству, в 2021 году, всякая передача плавательных средств (к примеру, в результате заключения сделки купли-продажи) — должна быть зафиксирована путём оформления соответствующего акта приёма-передачи судна.
Сегодня, автор сайта «Юридическая скорая помощь» и практикующий юрист, Олег Устинов – расскажет о правилах составления таких документов и требованиях, предъявляемых законодателем к процедуре их оформления.
Кроме того, в статье будут опубликованы актуальные образцы и бланки актов, практические примеры из практики специалистов, а также список распространённых ошибок, наличие которых может доставить немало проблем для обеих сторон сделки в будущем.
Форма документа
Законодатель не предъявляет строгих требований к форме оформления рассматриваемого нами акта, позволяя его составителю создавать документ в свободном стиле на обычном чистом листе бумаги.
Тем же, кто не имеет опыта оформления деловой рекомендации – рекомендую использовать стандартные бланки, которые не только сэкономят время, но и избавят от ошибок. Приведённые ниже образец и бланк – точно будут актуальны весь 2021 год.
Зачем нужен акт приёма-сдачи судна в 2021 году
Если говорить о сделке купли-продажи судна, то сразу стоит отметить тот факт, что наличие оформленного между сторонами данной сделки договора – лишь подтверждает их договорённость, но не является подтверждением исполнения сторонами своих обязательств, установленных в соглашении.
А потому, для фиксации данного факта – нужен сопроводительный/дополнительный документ, то есть – акт приёма-передачи, выполняющий помимо вышеописанного и другие важные функции. Давайте, разберёмся, какие именно.
К примеру, в случае подписания акта покупателем – его автограф автоматически подтверждает его согласие на заключение сделки, а следовательно, и отсутствие каких-либо претензий. Проще говоря, подпись покупателя указывает на то, что он готов принять судно в том техническом и косметическом состоянии, в котором оно находится на момент заключения сделки.
Поскольку в ходе осмотра предмета сделки покупатель осуществляет проверку приобретаемого имущества, логично предположить, что им будут выявлены основные недостатки или подтверждено отсутствие таковых. Поэтому, вряд ли покупающая сторона будет готова расписаться в акте, если её что-то не устраивает.
Нюансы и особенности акта
Таким образом, именно наличие правильно оформленного акта – является подтверждением того, что стороны выполнили, взятые на себя в результате заключения сделки, обязательства. В содержании данного документа отмечается, что сторона, выступающая в роли покупателя, приняла судно, передав взамен имущества оговоренную сумму.
Также, стоит отметить один важный нюанс, о котором не задумываются некоторые граждане, а именно то, что сам акт – выступает в сделке в качестве дополнительного/второстепенного документа. А потому, его составление без основного договора – лишено всякого смысла!
В 2021 году акт приёма-передачи может быть составлен не только при заключении сделки купли-продажи, но и в любой другой ситуации, подразумевающей переход судна от одной стороны – другой.
К примеру, акт оформляется, также и в том случае, если судно передаётся по дарственной или в качестве пожертвования. Однако, переход права собственности на судно от одной стороны к другой – не является обязательным условием для составления рассматриваемого нами документа и акт может быть составлен, например, при передаче судна компании, которая будет заниматься в ближайшее время его ремонтом.
Составляем акт приёма-передачи судна в 2021 году правильно
Если в роли стороны/сторон сделки выступают юридические лица – оформлением актов, как правило, занимаются бухгалтеры, делопроизводители, а также секретари. Кроме того, в большинстве крупных компаний существуют отдельные должности, в обязанности которых входит составление деловой документации.
Если в организации нет утверждённого, специально разработанного шаблона — для оформления документа может быть использован лист формата А4 (естественно, чистый и целый).
При этом, составитель может составить акт от руки или заполнить его на любом электронном устройстве – и то и другое не запрещены законодателем, хотя, в последнем случае, нужно будет всё равно распечатать документ и заверить его «живыми» подписями.
Если рассматривать процесс оформления акта пошагово, то он не сильно отличается от составления других аналогичных актов. Условно, рассматриваемый акт можно разделить на 3 части:
- Шапку;
- основной блок;
- завершающий блок.
Однако, особую важность представляет собой внесение актуальной и достоверной информации, а обнаруженные в процессе заполнения бланка ошибки – являются основанием для начала оформления нового документа.
Обычно, акт составляется в 3 экземплярах, каждый из которых передаётся сторонам сделки и специалисту регистрирующего органа. При этом, сразу же после оформления – документ должен быть передан в бухгалтерию компании для его регистрации в бухгалтерском учёте. Вместе с актом нужно передать туда же чеки и квитанции (если таковые имеют место быть).
Хотелось бы также отметить, что акт должен оформляться при передаче-приёме любого типа судна (спортивного, маломерного, грузового и пр.). Проще говоря, всякое плавающее средство передвижения является судном, даже самоходное.
Что должно быть в содержании акта приёма-передачи судна
Приступая к заполнению акта, составителю следует указать в правом верхнем углу наименование основного договора и его реквизиты. После этого, ниже – указываем наименование самого акта, которое, согласно действующему российскому законодательству, должно отображать суть его оформления. Ещё ниже – указываем точную календарную дату и место составления акта приёма-передачи судна.
Теперь, можно приступать к заполнению основной части документа, в которой необходимо обязательно записать следующую информацию:
- Полная информация о передающей судно стороне. В том случае, если в роли неё выступает физическое лицо – нужно указать его ФИО, а также паспортные данные. Если же в роли передающей стороны выступает юридическое лицо – нужно указать её название, а также ФИО и должность сотрудника (чаще всего, руководителя), который действует от лица организации в данной сделке.
- Такие же сведения (что и выше), но по отношению к принимающей имущество стороне.
- Перечень документов, касающихся судна, которые передаются от стороны к стороне. Например, в качестве таковых, могут выступать: руководство по эксплуатации, технический паспорт, судовой журнал и пр.
- Если во время проведения осмотра принимающей стороной были выявлены недостатки или дефекты – все они должны быть записаны в содержании документа. Подобные действия крайне важны – ведь они позволят передающей стороне доказать, что принимающая сторона знала о подобных негативных факторах во время приёма судна.
- Следующей строкой – отметьте, что ни одна из сторон сделки не имеет каких-либо претензий, а все обязательства, прописанные в основном договоре, были выполнены ими в полном объёме.
- Количество экземпляров акта.
В завершающем блоке документа стороны должны расписаться в акте, проставив свои автографы с расшифровками и подтвердив, таким образом, своё согласие с вышеперечисленной информацией.
С момента подписания акта – все повреждения, а также поломки, дефекты, брак и другие неисправности становятся проблемой не передающей, но принимающей стороны!
Также, хотелось бы отметить ещё один важный момент, касающийся сделок между юридическими лицами. Помните, что, если в сделке приёма-передачи судна участвуют юридические лица – от их лица часто выступают не руководители, а представители (например, сотрудник определённого отдела).
А потому, обязательно убедитесь, что данное лицо имеет при себе соответствующую доверенность, сведения о которой тоже нужно записать в содержание акта приёма-передачи судна.